ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ



Мир вокруг России: 2017


Проблема управляемости и роль государства


Российско-американские отношения


Европейский союз и российско-европейские отношения


Мировая энергетика


Китай и страны Азии


Ближний Восток и исламский мир



ССЫЛКИ






Главная / Публикации



31.10.2007 11.35

ЧЕРТЫ НОВОЙ ЭПОХИ

Сергей КАРАГАНОВ, декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ

Отношения Запада с Россией претерпели радикальные изменения. Количество переходит в качество. Не стану называть это качество «новой холодной войной». Скорее это состояние временами будет походить на фарсовый вариант холодной войны.

Но причины таких изменений и их проявления будут во многом иными. Некоторые старые рецепты и инструменты пригодятся. Так, пригодится прошлый опыт, если его использовать по-умному.
Но многое будет отличным. Новое противостояние, которое развязывают на наших глазах мировые лидеры, будет проходить в иных условиях, скорее всего, оно окажется менее глубоким, хотя может быть и не менее, а даже более опасным, чем прошлое, особенно на поздних крайне стабильных стадиях второй половины 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого века.
Поэтому назову это состояние международных отношений «новой эпохой» (НЭ). Она будет серьезно отличаться и по проявлениям, и по причинам как от прошедшей холодной войны, так и от прошедшего почти пятнадцатилетия, начавшегося с конца 1980-х годов и заканчивающегося сейчас.

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЗАПАД В РАСКОЛОТОМ МИРЕ
Новая эпоха будет характеризоваться многими неприятными чертами. Будут, видимо, осуществляться попытки добиться нового сближения разошедшихся после холодной войны двух полюсов традиционного Запада — американского и европейского. Но относительное единство может быть восстановлено только в случае возобновления в той или иной форме институционального, структурного военного противостояния.
США будут по-прежнему использовать НАТО для сохранения своих позиций в Европе. А возможно — и для целей формирования нового военно-политического противостояния. Уже сейчас в американских, околонатовских кругах гуляет идея превращения НАТО в военно-политическую основу всемирного союза демократий. С включением Японии, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Финляндии. Идея эта вряд ли осуществима.
Налицо признаки интенсификации работы по включению в НАТО Украины. И это несмотря на то, что такое расширение спровоцирует серьезный и долгосрочный кризис. С помощью такого расширения будут пытаться осложнить позиции и России, и Европы, создать еще одно мощное препятствие на пути их сближения. Проталкивается концепция придания союзу функции обеспечения доступа к энергоресурсам. Эта идея тоже малореалистична, но напряженность и недоверие будут ее подпитывать.
Идея дальнейшего расширения НАТО станет более реалистичной в том случае, если, сталкиваясь с новыми военно-политическими вызовами, Россия попадется на удочку и начнет со своей стороны содействовать ремилитаризации международных отношений.
В НЭ будет, видимо, продолжена и ремилитаризация международных отношений, даже гонка вооружений. Мощные сдвиги в мировой экономике и политике, быстрое перераспределение сил усиливает ощущение непредсказуемости внешней среды. Укрепляет эти ощущения и продолжающееся, несмотря на усилия России, многих государств в Европе, Китая, Индии, ухудшение — хотя и не линейное — управляемости сферой международной безопасности, особенно в регионе расширенного Ближнего Востока. Неизбежный уход США из Ирака только усугубит уже существующий там вакуум безопасности.

ГОСУДАРСТВО ВОЗВРАЩАЕТСЯ?
Еще одной особенностью НЭ будет жесточайшая многоуровневая конкуренция — экономическая, геополитическая, идеологическая. Конкуренция будет вестись во многом другими методами, нежели в прошлую эпоху победы либерально-демократического капитализма или в предшествующую ей эпоху холодной войны, переплетаться с более глубокой, чем прежде, взаимозависимостью, использовать ее и гаситься ею.
Можно прогнозировать активизацию попыток ограничить экономическую экспансию стран нового «авторитарного капитализма» и их компаний.
Уже сейчас в ряде западных стран наблюдаются попытки институциональной делиберализации инвестиционного режима. А случаи — в первую очередь в Европе — ограничения иностранных инвестиций в «стратегические отрасли» уже кажутся не исключением, а правилом.
Государства старого либерального капитализма перенимают практику новых «авторитарных» капиталистических стран.
Весьма вероятно нарастание усилий по манипулированию финансовыми потоками. Уже сейчас опасения относительно такого манипулирования приводят к бегству финансовых ресурсов из Европы. Они в первую очередь вкладываются в предметы искусства, в недвижимость, в акции, в азиатские банки. Но и там они могут стать жертвой контрманипулирования. Нарастает угроза стабильности мировой банковской системы в том виде, в котором она сложилась.
Нервозность, нестабильность будут увеличиваться и из-за опасений спровоцированных локальных кризисов международной финансовой системы.
Попытки замедлить развитие новых эффективных конкурентов — стран «авторитарного капитализма» — будут содействовать развитию и так уже усиливающейся тенденции к протекционизму. А стремление использовать в целях этой новой конкуренции старые международные организации — подрыву влияния последних. Уже резко ослабло влияние МВФ, частично — Всемирного банка. Рост протекционизма, стремление использовать ВТО в политических интересах основателей этой организации — стран старого капитализма — ослабляют и ее. Уже звучат призывы к ее замещению.
А рост протекционизма, торговых и инвестиционных столкновений в истории был одним из предвестников военных столкновений.
Усиление экономической, идеологической конкуренции объективно будет толкать все страны к поиску более оптимальных путей развития. Европу — к преодолению застойной квазисоциалистической модели развития, неэффективной модели единой внешней политики, ворующей мощь и влияние у ведущих европейских государств. США — к хотя бы частичному отказу от односторонности и мессианской агрессивности. Новые капиталистические государства, в том числе Россию — к более гуманной и привлекательной для всего человечества модели развития.

НИЧТО НЕ ВЕЧНО
Новая эра конечна. Уже видны ее временные пределы. Через пять-семь лет можно ожидать выхода Европы из нынешнего системного политического кризиса. Весьма вероятно, убыстрится и ее экономическое развитие. США, выйдя или частично выйдя из Ирака и неизбежного постиракского синдрома, вернутся к более рациональной многосторонней политике. Еще раньше — чем раньше, тем лучше — я надеюсь, Россия выйдет из своего головокружения от успехов и начнет проводить более осторожную, хотя и не менее активную политику.
Однако эра большего сотрудничества состоится, только если человечество, в том числе Россия, не допустит системной ошибки — структуризации и милитаризации нового соревнования и если не произойдет новой крупной войны. А она вполне вероятна в случае углубления конкуренции до противостояния, возможно, и сползания мира к череде крупных войн или даже большой войне. Аналитически она предсказуема.

Журнал «Смысл» № 15





Постоянный адрес статьи: http://cceis.ru/rus/analitic/43.html

ПУБЛИКАЦИИ



20.01.2009

Перезагрузка-2009

Сегодня состоится инаугурация 44-го президента США


12.01.2009

Россия улыбается и показывает кулаки

На исходе 2008 г. произошел существенный эпизод. НАТО благодаря противодействию ряда ...


15.12.2008

Нужна ли нам НАТО?

На прошедшей неделе состоялась сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На ней обсуждались, в частности, два вопроса, имеющих отношение к российским интересам.


Архив публикаций >>>




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ



20.03.2008

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА В ЕВРОСОЮЗЕ

ХРОНИКИ КОМПРОМИССОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ


23.07.2007

Развитие науки и высоких технологий в ЕС: ситуация, проблемы и перспективы

Рабочий документ Центра комплексных европейских и международных исследований


Архив публикаций >>>






© 2007 Центр европейских
и международных исследований