ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ



Мир вокруг России: 2017


Проблема управляемости и роль государства


Российско-американские отношения


Европейский союз и российско-европейские отношения


Мировая энергетика


Китай и страны Азии


Ближний Восток и исламский мир



ССЫЛКИ






Главная / Публикации



15.12.2008 08.15

Нужна ли нам НАТО?

На прошедшей неделе состоялась сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На ней обсуждались, в частности, два вопроса, имеющих отношение к российским интересам.

НАТО не предоставила Грузии и Украине обещанных Программ действий по членству (ПДЧ). Формально такая программа должна быть предоставлена странам — будущим членам альянса.

Для спасения лица американских спонсоров членства Украины и Грузии две страны, как было заявлено, будут готовиться по индивидуальным планам в рамках двусторонних комиссий с альянсом.

Перед прошедшей сессией американская дипломатия предпринимала лихорадочные усилия для того, чтобы избежать очевидного поражения, заявляя, что членство возможно и без ПДЧ. Ссылались при этом на первую волну расширения, когда ПДЧ не было. Европейцы — итальянцы, французы и особенно немцы — жестко воспротивились подобному обходному маневру.

В результате и получился компромисс. «Паровой каток» расширения НАТО остановлен. Но у американцев и их клиентов в Европе остались возможности давить в пользу возобновления расширения. И они будут использованы. Внешнеполитическое крыло новой администрации США состоит из людей более гибких и квалифицированных, но не отличающихся возрастом и мировоззрением от тех, кто уходит. Старая повестка дня, пришедшая во многом из «холодной войны», сохранится. Пусть и в несколько смягченном варианте.

Одновременно сессия Совета НАТО заявила о готовности к «постепенному и с условиями» возобновлению диалога по линии Совета Россия — НАТО, прерванного, чтобы продемонстрировать неудовольствие по поводу сначала российской агрессией, а теперь, когда правда вышла на поверхность и выяснилось, что развязал войну все-таки Тбилиси, — по поводу «чрезмерных мер», предпринятых Россией в ответ. Можно и нужно высказывать удовлетворение в связи с тем, что твердое, даже жесткое противодействие России наконец возымело действие и машина застопорилась.

Но вопросы остаются. Главный из них — возможность расширения на Украину — сохраняется и будет отравлять политическую обстановку в Европе, использоваться в качестве инструмента давления на Россию, на старых европейцев для того, чтобы продолжать сеять подозрительность и недоверие в Европе, мешать естественному сближению России и стран ЕС.

В данном контексте меня не очень волнуют Грузия и возможности расширения НАТО на нее. Вероятность ничтожна. А даже если НАТО и примет Грузию — кто бы ни правил ею, лишь бы правил. Без такого управления извне она будет оставаться дестабилизатором Закавказья.

Расширение же НАТО на Украину, к которому стремится Вашингтон и ориентированная на него группа вокруг нынешнего украинского президента, грозит первоклассным военно-политическим кризисом, который не только сделает украинцев политическим пушечным мясом, но и нанесет тяжкий ущерб и Европе, и России, и международной стабильности.

И в этой связи нам самим нужно определиться, какую политику проводить в отношении НАТО, а не просто с благодарностью пожимать полупротянутую руку.

При этом нужно помнить о следующих обстоятельствах.

Первое. За последние десять лет НАТО из оборонительного союза превратилась в классический, вполне наступательный союз. Она совершила агрессию против Югославии, ныне ведет наступательную войну в Афганистане (правда, с нашего согласия и даже при поддержке). Лидер альянса США при поддержке многих его членов совершил под ложным предлогом нападение на Ирак, приведшее к чудовищным жертвам. Полуофициально раздаются голоса о придании НАТО энергетического измерения — силового обеспечения доступа к ресурсам на территории других стран.

Второе. За последние годы НАТО, втянув в себя страны, чьи элиты стремятся к историческому реваншу за свои неудачи и поражения прошлых веков, стала заметно более антироссийской. А эти страны, получив натовскую крышу, стали весьма часто проводить более оголтелую линию. НАТО не угрожала и не могла всерьез угрожать в годы «холодной войны». В военном отношении неспособна угрожать она и сейчас. Но рост антироссийского потенциала в ней нам учитывать все-таки нужно.

Третье. Благодаря постоянному расширению сама деятельность НАТО стала основным источником возрождения недоверия в Европе, во всяком случае в отношениях с Россией. Сохранившись и почти не изменившись, несмотря на заявления об обратном, после «холодной войны», НАТО предсказуемо стала возрождать ее призраки в Европе.

Четвертое. Деятельность Совета Россия — НАТО носит в основном показушный характер. Реальной пользы от него крайне мало. Сотрудничество там, где оно нам полезно, например, в Афганистане, можно осуществлять и вне Совета. Что и происходило в последние месяцы. Сам же Совет был придуман в 1997 году для того, чтобы подсластить России пилюлю первой волны расширения и легитимизировать само расширение. Мы не только помогли последнему в годы своей слабости и глупости, подписав позорный Основополагающий акт Россия — НАТО в 1997 году и создав Совет, мы помогли НАТО еще раз в 1999 году, уговорив Милошевича сдаться и предотвратив казавшееся неизбежным наземное вторжение. И неизбежное в этом случае политическое поражение союза в Югославии.

Нужно ли нам продолжать помогать альянсу видимостью поддержания с ним корректных отношений? Может быть, и нужно. Худой мир всегда лучше ссоры. Может быть, продолжение диалога целесообразно и для того, чтобы иметь возможность прервать его в случае возобновления движения к расширению. И, в любом случае, продолжения диалога хотят страны, с которыми мы тесно сотрудничаем и которым доверяем, например Германия. Но при этом нужно четко осознавать, что НАТО официальный диалог с Россией нужен в разы больше, чем нам.

Поэтому Москва, а не Брюссель, должна обусловливать возобновление сотрудничества, например, нерасширением НАТО и подписанием нового общеевропейского договора о коллективной безопасности всех стран — от Ванкувера до Владивостока. Его основой может быть даже нынешний Североатлантический договор. И Россия может в принципе войти в НАТО. Я к этому лукаво призывал еще 17-18 лет тому назад. Но тогда это будет другая НАТО. А с нынешней стоит быть пожестче, чтобы не допустить возвращения в Европу противостояния и вражды.

// Российская газета (Федеральный выпуск) N4809 от 10 декабря 2008 г.





Постоянный адрес статьи: http://cceis.ru/rus/analitic/87.html

ПУБЛИКАЦИИ



20.01.2009

Перезагрузка-2009

Сегодня состоится инаугурация 44-го президента США


12.01.2009

Россия улыбается и показывает кулаки

На исходе 2008 г. произошел существенный эпизод. НАТО благодаря противодействию ряда ...


15.12.2008

Нужна ли нам НАТО?

На прошедшей неделе состоялась сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На ней обсуждались, в частности, два вопроса, имеющих отношение к российским интересам.


Архив публикаций >>>




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ



20.03.2008

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА В ЕВРОСОЮЗЕ

ХРОНИКИ КОМПРОМИССОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ


23.07.2007

Развитие науки и высоких технологий в ЕС: ситуация, проблемы и перспективы

Рабочий документ Центра комплексных европейских и международных исследований


Архив публикаций >>>






© 2007 Центр европейских
и международных исследований