ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ



Мир вокруг России: 2017


Проблема управляемости и роль государства


Российско-американские отношения


Европейский союз и российско-европейские отношения


Мировая энергетика


Китай и страны Азии


Ближний Восток и исламский мир



ССЫЛКИ






Главная / Публикации



19.11.2007 19.26

Россия и Евросоюз делят небо

Татьяна Замахина, МК

Европа хочет летать над нашей страной бесплатно

Между Россией и странами ЕС обострилась “битва за воздух”: противоречия остры как никогда. Причина тому — деньги, которые сейчас иностранные авикомпании платят России за транзитный пролет над ее воздушным пространством. Крупнейший отечественный авиперевозчик получил в прошлом году по этой статье доходов свыше 225 млн евро.

— Евросоюз требует отказа России от суверенитета в воздушном пространстве, не давая при этом доступа к европейскому авиапространству, — сообщил вчера замдиректора научных программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. — Подобный подход страны ЕС сохраняли к своим бывшим колониям.

Как предполагают эксперты, в ближайшее время в списке условий вступления России в ВТО появятся новые требования. ЕС поставит условие предоставления своим авиакомпаниям доступа к одному из самых выгодных авиамаршрутов: Европа-Азия. “Выбить” из России беспрепятственный доступ в наше пространство европейцы пытались еще на состоявшемся недавно саммите Россия-ЕС в марте. Однако российские авиационные чиновники заявили о неготовности пойти на уступки. Перед нашими властями стоит делемма — стоит ли терять сотни миллионов евро, которые мы получаем за предоставление доступа в наше небо иностранцам, ради вступления в ВТО. А ведь есть и другие ограничения, которые больно ударят по иным секторам отечественной экономики.

— Вопрос о создании “общего неба” даже не стоит, — пояснил Дмитрий Суслов. — Стоит вопрос о создании разве что одностороннего открытого неба. Поскольку Россия в результате не получает доступа к авиационному пространству стран ЕС.

Из-за этих противоречий был даже перенесен на определенное время авиационный саммит Россия-ЕС, который должен был состояться 16 ноября. “Если саммит все же состоится, российская сторона будет настаивать на том, чтобы отношения с ЕС не строились в режиме диктата со стороны последнего”, — считает представитель крупнейшей российской авиакомпании Лев Кошляков.

Однако способны ли мы противостоять иностранцам, если они все-таки прорвутся в авиапространство нашей страны? Это, в первую очередь, зависит от состояния российского авиапрома. А нынешний авиапарк изношен на 50-65%. В такой ситуации, если Минтранс все же откроет воздушное пространство России для иностранных авиакомпаний, отечественные авиаперевозчики будут практически вытеснены с внутреннего рынка. Создавшимся прецедентом могут воспользоваться и страны ЕС, добивающиеся доступа к российским газопроводам. Ведь, и самолеты, и трубопроводы одинаково относятся к транспортным средствам.

Однако, как справедливо полагает Лев Кошляков, российским пассажирам все равно на чем летать — главное, чтобы быстро, дешево и надежно. Если же наш рынок получит иностранных конкурентов, можно будет говорить и о снижении цен на билеты, и о повышении уровней безопасности и комфорта перелетов.





Постоянный адрес статьи: http://cceis.ru/rus/analitic/51.html

ПУБЛИКАЦИИ



15.12.2008

Нужна ли нам НАТО?

На прошедшей неделе состоялась сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На ней обсуждались, в частности, два вопроса, имеющих отношение к российским интересам.


07.11.2008

К Союзу Европы

Сегодняшний всеобъемлющий кризис потребует комплексной перестройки устаревшей и неэффективной системы международного управления. Он нанесет огромный ущерб многим, но одновременно расчистит многие завалы, потребует свежего мышления, новых подходов, в частности, и к отношениям России и Европейского союза (ЕС).


16.10.2008

Мировой кризис: время созидать

Идеи, изложенные в этой статье, рождались давно. И окончательно оформились во время первой Мировой политической конференции, прошедшей на прошлой неделе в Эвиане.


Архив публикаций >>>




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ



20.03.2008

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА В ЕВРОСОЮЗЕ

ХРОНИКИ КОМПРОМИССОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ


23.07.2007

Развитие науки и высоких технологий в ЕС: ситуация, проблемы и перспективы

Рабочий документ Центра комплексных европейских и международных исследований


Архив публикаций >>>






© 2007 Центр европейских
и международных исследований