ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ



Мир вокруг России: 2017


Проблема управляемости и роль государства


Российско-американские отношения


Европейский союз и российско-европейские отношения


Мировая энергетика


Китай и страны Азии


Ближний Восток и исламский мир



ССЫЛКИ






Главная / Публикации



26.06.2008 11.12

Саммит Россия – ЕС: Найти формат

 

Ведомости № 116 (2138) от 26 июня

Тимофей Бордачев

Саммит Россия — Европейский союз, проходящий 26-27 июня в Ханты-Мансийске, должен дать старт переговорам о новом политико-правовом формате отношений. Несмотря на заявленный интерес сторон к появлению всеобъемлющего документа, начинающийся процесс обещает занять несколько лет. Пока, как можно судить по официальным заявлениям, переговорные позиции Москвы и Брюсселя не совпадают практически ни по одному пункту.

Главное, что их разделяет, — это отсутствие у Европы возможности обсуждать серьезно вопросы, которые сейчас наиболее интересны России, — единого режима регулирования инвестиций и сотрудничества в сфере энергетики. Ни то ни другое не входит пока в область компетенций Европейской комиссии, с представителями которой Москве предстоит вести переговоры.

Со своей стороны Европейский союз выдвигает вполне простые и понятные цели сотрудничества. Россия должна присоединиться к создаваемым ЕС торгово-экономическим режимам и сблизить свое законодательство и технические стандарты с европейскими. Фактически речь идет об отказе от значительной доли прав в регулировании национальной экономики в обмен на послабления визового режима и формальный допуск российских товаров на европейский рынок. Еще более четко выражены намерения ЕС в области энергетики — главного объекта интереса со стороны европейских правительств и компаний. России предлагается в той или иной форме открыть этот сектор своей экономики для бизнеса стран ЕС.

Гораздо сложнее дело обстоит с определением позиции Москвы. Просто принять условия ЕС она не может. Последствия открытия рынков для высококонкурентной и дотируемой европейской продукции уже испытали на себе многие страны так называемого третьего мира. Потенциально Россия могла бы сделать предметом «большой сделки» размен доступа к своим энергоресурсам на единые и прозрачные правила инвестирования и работы компаний на рынке Евросоюза. Особенно в сфере энергетики — транспортировки и продажи конечному потребителю нефти, газа и электроэнергии.

Однако оба направления сотрудничества — инвестиции и энергетический бизнес — сталкиваются с ограничениями не только в России, но и в Европе. Весьма незначительные полномочия на ведение переговоров в сфере иностранных инвестиций Брюссель может получить только в случае успешного завершения процесса ратификации Лиссабонского договора. До тех пор (а перспективы этого документа пока не ясны) Европейская комиссия не вправе гарантировать властям РФ, что ее обещания будут соблюдаться государствами — членами Евросоюза.

Что же касается энергетики, то здесь перспективы единой политики ЕС в отношениях с внешними партнерами выглядят еще призрачнее. После того как усилиями Киева, Москвы и большинства европейских политиков вопрос энергообеспечения стран Евросоюза перешел в разряд проблем безопасности, вероятность того, что европейская бюрократия получит права и возможности регулировать отношения с крупнейшими поставщиками, близка к нулю. Ведь даже по новому Лиссабонскому договору вопросы безопасности отнесены к исключительному национальному ведению стран — членов ЕС.

Что, собственно, делает трудноисполнимыми и возможные обещания Брюсселя создать для россиян единые и прозрачные правила инвестирования в наиболее прибыльные активы на территории Евросоюза. Как подтверждает опыт России, США или Китая, отнесение тех или иных предприятий к разряду стратегических и важных для обеспечения национальной безопасности открывает властям самые широкие возможности для импровизации.

Не очевидны и перспективы инвестиций из Евросоюза, которые в случае предлагаемого Брюсселем сближения законодательства должны хлынуть в российскую промышленность и сферу высоких технологий. Как показывают последние исследования, Европа сама чрезвычайно страдает от недофинансирования хайтека на территории стран Общего рынка. Несовершенство налогового климата и системы образования в ЕС ведет к тому, что европейские инвесторы стремятся в Китай, Индию, США и страны Юго-Восточной Азии. Вряд ли поэтому кто-либо в Евросоюзе будет осознанно поощрять развитие российского направления оттока денег из европейской науки.

Максимум, на что здесь можно рассчитывать, это инвестиции компаний ЕС в добычу и транспортировку энергоресурсов на территории России. Собственно, их недоинвестированность со стороны российских собственников и является, согласно мнению Брюсселя, предметом озабоченности Евросоюза. Но вот только нужен ли для осуществления такого незначительного по масштабам проекта новый всеобъемлющий договор?

Единственный смысл и практическая применимость большого соглашения — это возможность расстановки в его рамках многочисленных увязок. Объединение в одном пакете вопросов, действительно важных для России (движение к безвизовым поездкам, благоприятные торговые режимы по отдельным категориям и т. д.) и Евросоюза (либерализация энергетического сектора РФ и сближение законодательства). Вряд ли, однако, упрощение визового режима и допуск на рынок ЕС небольшого количества конкурентоспособной российской продукции стоят столько же, сколько возможность свободного входа европейских компаний в российскую энергетику.

 

 





Постоянный адрес статьи: http://cceis.ru/rus/analitic/71.html

ПУБЛИКАЦИИ



20.01.2009

Перезагрузка-2009

Сегодня состоится инаугурация 44-го президента США


12.01.2009

Россия улыбается и показывает кулаки

На исходе 2008 г. произошел существенный эпизод. НАТО благодаря противодействию ряда ...


15.12.2008

Нужна ли нам НАТО?

На прошедшей неделе состоялась сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На ней обсуждались, в частности, два вопроса, имеющих отношение к российским интересам.


Архив публикаций >>>




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ



20.03.2008

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА В ЕВРОСОЮЗЕ

ХРОНИКИ КОМПРОМИССОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ


23.07.2007

Развитие науки и высоких технологий в ЕС: ситуация, проблемы и перспективы

Рабочий документ Центра комплексных европейских и международных исследований


Архив публикаций >>>






© 2007 Центр европейских
и международных исследований