ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ



Мир вокруг России: 2017


Проблема управляемости и роль государства


Российско-американские отношения


Европейский союз и российско-европейские отношения


Мировая энергетика


Китай и страны Азии


Ближний Восток и исламский мир



ССЫЛКИ






Главная / Публикации



01.09.2008 14.03

Стратегическое одиночество

Стратегическое одиночество

Москва и Вашингтон переходят к системному противостоянию

Война между Россией и Грузией, ставшая – при всей ее трагичности для народов двух стран – вполне оправданной реакцией на действия Тбилиси, а также вынужденное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии создали новую реальность отношений России с внешним миром. В первую очередь со странами СНГ, ЕС и США.

Война стала моментом истины для российской внешней политики, как никогда ясно высветившей позитивные и негативные итоги проводившегося последние годы внешнеполитического курса. Среди первых – приобретенная субъектность страны, способность действовать в собственных интересах, не боясь при этом жесткой реакции извне, защищать своих граждан. Среди вторых – стратегическое одиночество: отсутствие союзников или партнеров, готовых ради поддержки вполне законных действий РФ или даже сочувствия к ней внести мало-мальскую напряженность в свои отношения с Америкой.

Россия не успела пока конвертировать свою самостоятельность в конкретные внешнеполитические бонусы. К ней не успели за столь короткое время адаптироваться и начать воспринимать ее самостоятельность как естественное состояние вещей. Наконец, пока не появилось стран, прежде всего среди ближайшего окружения РФ, а также среди «великих держав», которые связали бы с новой российской самостоятельностью и субъектностью свои собственные национальные интересы. Без появления таких стран преодолеть стратегическое одиночество невозможно. Внешнеполитическое лидерство и внешнеполитический эгоизм несовместимы.

Последнее в первую очередь относится к российской политике на постсоветстком пространстве. Война спровоцировала здесь серьезное движение, продемонстрировав эфемерность ориентированных на РФ интеграционных перспектив, по крайней мере пока. Соседи России не только не связывают с российской субъектностью и самостоятельностью от Запада свои интересы, но, напротив, воспринимают каждый ее активный шаг как потенциальную угрозу собственному суверенитету и начинают поиск защитников. Свидетельства тому – заявления сразу нескольких стран СНГ о стремлении сблизиться с США и стремительное решение Варшавы пойти на уступки Вашингтону в вопросе ПРО.

Вынужденное, хотя и поспешное, признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии также не способствуют укреплению ее положения в СНГ и преодолению стратегического одиночества. Напротив, Россия вынесла свой ревизионизм на качественно новый уровень. Если раньше он касался правил и принципов отношений с Западом (и был оправдан), то теперь он включает в себя пересмотр государственных границ, возникших после распада СССР. При этом в отличие от того же Косово признанию независимости Абхазии и Южной Осетии не предшествовала серьезная международная дискуссия (не было аналога «плана Ахтисаари» и т.д.), что, кстати, противоречит предложенному Россией же шестому пункту Плана Медведева–Саркози по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Касательно отношений с Евросоюзом, война четко показала, что о стратегическом партнерстве с ним на некоторое время придется забыть. ЕС еще раз показал, что не является единым субъектом в сфере внешней политики. Стратегическое партнерство возможно с рядом западноевропейских держав, в первую очередь с Францией, Италией и Германией, да и то с очень серьезными оговорками. Позиции сторон по многим центральным вопросам мировой политики, в том числе по войне в Южной Осетии, не совпадают. После же признания РФ независимости Абхазии и Южной Осетии возможности для партнерства еще больше сузились.

Наконец, против партнерства Россия–ЕС будет работать и фактор США, политика которых в отношении России на среднесрочную перспективу будет отличаться открытой и последовательной враждебностью. При этом учитывать надо не только откровенно проамериканский курс Великобритании и стран-«новичков», но и серьезные опасения, испытываемые в связи с новой российской – и не только российской – самостоятельностью Западной Европой. Последняя осознает, что ряд магистральных мировых тенденций последних лет, таких как появление незападных полюсов экономической и политической мощи (Китай, Индия, Россия), трансформации мирового энергетического рынка, крах западной идеологической гегемонии, а также кризис стратегии ЕС в отношении России, вовсе не соответствуют ее интересам. Это толкает западноевропейцев к определенному сближению с США, что было особенно заметно в последние год-полтора.

Возникает неопределенность вокруг переговоров РФ–ЕС по новому стратегическому соглашению, начавшихся в начале июля. Ведь именно стратегическое партнерство сторон, одной из важнейших частей которого должны были стать совместное миротворчество и разрешение конфликтов, выводилось российским подходом к новому договору на первое место. Подход же ЕС, предполагающий выработку всеобъемлющего, увязывающего все и вся и основанного на односторонней адаптации Россией многих элементов законодательства Евросоюза документа, для Москвы неприемлем.

И все же, несмотря на возросшие трудности, отказываться от серьезного диалога с ЕС не стоит. В нынешних условиях он может стать одним из немногих факторов, могущих способствовать преодолению нового системного противостояния России и США.

Именно на отношениях Россия–США последствия войны скажутся в наибольшей степени. Трудно было представить, что заявляющая о своем моральном лидерстве в мире Америка ни словом не обмолвится о военных преступлениях Грузии, демонстративно проигнорирует объявленный президентом России траур по жертвам военных действий, а также выразит «неколебимую» поддержку режиму, расстреливавшему российских граждан. Страна, претендующая на роль мирового полицейского, не только не прислушалась к аргументам одной из сторон конфликта, граждане которой в массовом порядке гибли, пускай и на территории другого государства, но и подчеркивала нежелание что-либо слышать вообще, а также препятствовала самой возможности для России разъяснить свою позицию. В морально-психологическом смысле Америка нанесла России рану, которая вряд ли заживет в ближайшие годы.

В стратегическом же плане США продемонстрировали, что проблема отнюдь не в том, что, став самостоятельной, Москва якобы играет «не по-западному», а в самой ее самостоятельности и субъектности. В югоосетинском конфликте Россия впервые в полном объеме следовала именно западным правилам и нормам, введенным в оборот явочным порядком после окончания холодной войны, использовала западную риторику и терминологию. Принуждение к миру, гуманитарная катастрофа, гуманитарная интервенция, геноцид, упреждающие действия, – все это западные, и прежде всего американские, концепции, еще недавно критиковавшиеся Россией, Китаем, Индией и другими странами. Однако выяснилось, что использование Москвой западных концепций ведет, как заявила Кондолиза Райс, к ее «нарастающей изоляции». Иными словами, дело не в самих правилах и концепциях, а в том, кто их применяет.

В чем причина подобного поведения Вашингтона, который изо всех сил стремится представить Россию агрессором, а Грузию жертвой, а также пытается сколотить «антироссийскую коалицию», обрекая мир на новую конфронтацию? Дело в том, что военная, политическая и информационная победа России нанесла бы удар сразу по двум несущим компонентам глобальной стратегии США – их геостратегии в Евразии и политике «распространения демократии». При этом в Вашингтоне верят, что именно от их реализации зависят и сохранение США в качестве единственной сверхдержавы, и выстраивание наиболее благоприятного им миропорядка – в политическом, экономическом и идеологическом измерениях.

Главной идеологической подпоркой претензий США на глобальное лидерство является утверждение о том, что, распространяя демократию, они якобы распространяют зону безопасности и процветания. Это, в свою очередь, основано на гипотезе о том, что демократии не воюют друг с другом и не способны на такие «авторитарные» преступления, как геноцид, этнические чистки и тому подобное. Действия же Грузии, пример которой вместе с Украиной использовался США в последние годы в качестве главного доказательства продолжающегося «победного шествия демократии», разбивают данную идеологему вдребезги. В последние годы много было сказано об ущербе, наносимом так называемой мягкой силе США (то есть их привлекательности и способности вести за собой) тюрьмами «Абу Грейб» и «Гуантанамо». Действия Тбилиси бьют по «мягкой силе» Вашингтона несопоставимо сильнее.

Кроме того, в США, по-видимому, опасались, что дипломатическая, информационная и моральная победа России не только приведет к падению отдельно взятого режима в Грузии, но запустит цепную реакцию, своеобразную «стратегию домино», в результате которой российские позиции в регионе СНГ существенно укрепились бы, американские – ослабли. Политические «победы» Вашингтона в Украине, Грузии, Молдове, частично Азербайджане и странах Центральной Азии оказались бы перечеркнутыми. Это, в свою очередь, поставило бы под удар всю евразийскую геостратегию Вашингтона, нацеленную на фрагментацию данного пространства и включение его «осколков» в управляемые США союзы и режимы.

Таким образом, российско-американские отношения уже вряд ли можно назвать «трудным партнерством», при которых парадигма сотрудничества все же преобладает, стороны стремятся минимизировать разногласия, которые, в свою очередь, не блокируют возможность сотрудничества по другим вопросам. Именно так отношения характеризовались в Сочинской декларации о стратегических рамках, принятой 6 апреля с.г. Действия США, и тем более логика их поведения, толкают стороны к системному противостоянию, при котором в двусторонних отношениях явно преобладает враждебность, а возможность сотрудничества по тем или иным вопросам в большинстве случаев блокируется.
Опубликовано в Независимой Газете от 01.09.2008
Оригинал: http://www.ng.ru/courier/2008-09-01/19_loneliness.html
 





Постоянный адрес статьи: http://cceis.ru/rus/analitic/77.html

ПУБЛИКАЦИИ



20.01.2009

Перезагрузка-2009

Сегодня состоится инаугурация 44-го президента США


12.01.2009

Россия улыбается и показывает кулаки

На исходе 2008 г. произошел существенный эпизод. НАТО благодаря противодействию ряда ...


15.12.2008

Нужна ли нам НАТО?

На прошедшей неделе состоялась сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На ней обсуждались, в частности, два вопроса, имеющих отношение к российским интересам.


Архив публикаций >>>




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ



20.03.2008

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА В ЕВРОСОЮЗЕ

ХРОНИКИ КОМПРОМИССОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ


23.07.2007

Развитие науки и высоких технологий в ЕС: ситуация, проблемы и перспективы

Рабочий документ Центра комплексных европейских и международных исследований


Архив публикаций >>>






© 2007 Центр европейских
и международных исследований