Сергей Караганов
Вспышки вокруг кризиса еще будут, особенно со стороны многократно проигравших США. Тбилиси был чуть ли не последним относительно успешным примером почти повсеместно провалившегося навязывания извне демократии прозападной ориентации.
Но уже можно начинать подводить предварительные итоги и извлекать уроки из кризиса.
Россия вышла из него не только военным, но и политическим победителем. Доказала, не хотевшим слушать, что у нее есть политическая воля для защиты своих интересов и жизни своих граждан. Ее политико-дипломатический вес увеличился. Угрозы изоляции — от раздраженных своим проигрышем и бессилием. Ситуация вокруг конфликта еще раз подчеркнула нарастающее ослабление позиций старого Запада. Еще до него африканские страны сами решили проблему Зимбабве, не подпустив к ней западные государства. На Ближнем Востоке начинают договариваться без США. Турция — верный союзник по НАТО — проводила самостоятельную линию в кавказском конфликте.
Но продолжение поражений Запада — не победа России. Если мы еще не приняли логику фарсовой «холодной войны» и не считаем любое ослабление конкурента победой.
Европа — тоже конкурент. Она выиграла в результате энергичной дипломатии Н. Саркози во время кризиса. ЕС впервые в истории сыграл роль полновесного посредника в крупном конфликте, что вызвало открытое недовольство у руководства партнера-конкурента — НАТО. Победа конкурента выгодна России потому, что конкурент — это и партнер, и даже потенциальный союзник.
Россия понесла и потери. Главная из них — нетрудно подсчитываемые падения из-за конфликта фондового рынка. После грузинского нападения и вопиюще несправедливой реакции США и Европы и их большой прессы произошло отчуждение подавляющей части российской элиты от Запада. Доверие к США ниже нуля. Доверие к европейцам, даже старым, близко к нему. Можно себя успокаивать: они сами виноваты. Это они потеряли моральные ориентиры в политике.
Но проблема в том, что в последние по крайней мере 300 лет важнейшим источником модернизации общества и экономики нашей страны было европейское влияние.
Его ослабление может ослабить и модернизационные импульсы. Можно смеяться над европейской слабостью или двуличностью. Но стремление «жить, как в Европе» было всегда одним из важнейших побудительных мотивов российского движения вперед. Отчуждение от Европы будет усиливать в обществе не конкурентные слои, боящиеся такого движения. Их представители уже начали вылезать из щелей и открыто объявлять всех модернизаторов, стремящихся к сильной, свободной и современной России, западными шпионами.
Еще одна потеря, особенно потенциальная — отвлечение внимания элиты от конструктивных целей внутреннего строительства — борьбы с коррупцией, воплощения нацпроектов, программы из четырех «и». Ув войной», видят одной из ее целей срыв модернизации, а значит, и дальнейшего усиления России. Если руководство страны займется конфликтами, которые нам будут навязывать, станет недосуг заниматься трудной работой по модернизации. Пока провозглашается курс на продолжение реформ. Но опасность налицо.
Еще одна опасность — втягивание в военно-политическое противостояние. Абсолютно понимаю мотивы посылки российских кораблей и бомбардировщиков в Карибский бассейн. Очень хотелось ответить на вызывающую демонстрацию американского флота, пришедшего с «гуманитарной миссией» в Черное море. Но ведь это была не только «демонстрация мускулов», но и признание бессилия, желания хоть как-то прикрыть поражение клиента, да и свое собственное.
Юго-Осетинский кризис не последний. Он только первый из серии. Так что не стоит в будущем пытаться переплюнуть соперника в заведомо для обеих сторон проигрышной игре, в которой больше проиграть можем мы. У нас меньше ресурсов и вооруженных сил, возможностей в мировых СМИ, чтобы тягаться в открытую. Нужно сознательно избегать втягивания в военно-политическую конфронтацию и тем более — гонку вооружений. Пусть в соревновании «кто кого переплюнет» дальше и чаще плюет другая сторона.
Хотя дополнительные вложения в новое поколение сил общего назначения необходимы. И это — один из уроков конфликта. Необходимо и дальнейшее повышение гибкости и управляемости ядерными силами. Можно начинать новые переговоры об ограничении и сокращении излишних ядерных вооружений. Выведение этой сферы силы России на первый план выгодно. И не могут не вызывать умиления попытки весьма консервативных американцев вернуть на повестку дня полное ядерное разоружение. При достижении этой цели американское превосходство в обычных силах стало бы ошеломляющим и применимым. Мы уже проходили в ХХ веке мир без ядерного оружия. Он закончился двумя мировыми войнами. Прошлая «холодная война» не закончилась третьей мировой именно из-за цивилизующего воздействия на обе стороны мощных арсеналов ядерного оружия.
США взяли курс на навязывание России «холодной войны». Хотелось бы ошибиться, но боюсь, что в разных вариантах он будет продолжен при любом исходе американских выборов. Нам нужно делать все, чтобы не втягиваться в эту фарсовую «холодную войну», над которой уже смеется не желающий в ней участвовать, выросший и гораздо более самостоятельный остальной мир. Нужно расширять сотрудничество с ним. Заранее просчитать инструментарий, который будет против нас использоваться.
Уступать бессмысленно, даже Европе, хотя с ней рвать нельзя. Она — источник нашей идентичности, потенциальный союзник. Но в ближайшие годы, боюсь, придется действовать твердо, сбрасывая ограничители, навязанные в годы унижения, типа Совета Россия — НАТО.
Но при этом надо помнить, что мир с его происходящими тектоническими сдвигами и прогрессирующим разрушением международного права институтов управления мировой политикой и экономикой начинает напоминать мир накануне Первой мировой войны. Избежание эскалации конфликтов и недоверия в катастрофу становится задачей даже более важной, чем в последние стабильные десятилетия прошедшей «холодной войны».
Но главное — сохранять внутри страны курс на модернизацию и на расширение свобод россиян. Напомню: СССР проиграл по многим причинам, но в конечном итоге, когда от него отвернулась большая часть думающих и энергичных граждан.
//Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4760 от 26 сентября 2008 г