Проблемы анализа и прогноза воздействия эволюции внутренней ситуации в Европейском союзе на отношения ЕС – Российская федерация
В Европе, расположенной к западу от российских границ, международно-политическая ситуация в основном определяется состоянием и эволюцией ведущих государств, Европейского союза ЕС), а также – в меньшей степени – состоянием военно-политического союза НАТО. На основе анализа событий последних лет есть серьезные основания считать, что политический проект Европейского союза находится в состоянии системного кризиса развития, который может привести к качественным изменениям всей политико-экономической системы Европы ЕС. Российская политика на европейском направлении должна не ориентироваться на Европу вчерашнего или сегодняшнего дня, а исходить из любых возможных сценариев развития европейского интеграционного проекта.
Новизна и актуальность проекта
Новизна работы состоит в первом в российской практике опыте политэкономического анализа текущих событий в сферах межгосударственных отношений в ЕС, наднационального государственного регулирования экономики в границах общего рынка, внешних и внешнеэкономических связей Евросоюза и отдельных стран-членов, а также выстраивания на основе данного анализа методологии идентификации проблем динамического анализа факторов внутреннего развития ЕС, оказывающих влияние на двусторонние отношения Евросоюз – Россия.
Предлагаемые методы и подходы к работе
Научно-исследовательские работы в рамках проекта основаны на инновационном для российской аналитики подходе – политэкономическом анализе текущих событий в сферах межгосударственных отношений в ЕС, наднационального государственного регулирования экономики в границах общего рынка, внешних и внешнеэкономических связей Евросоюза и отдельных стран-членов. В рамках проекта прослеживается, изучается и анализируется взаимосвязь между экономическими процессами в Евросоюзе в целом, политическими отношениями Брюссель – национальные столицы и политико-экономическими отношениями с внешними партнерами ЕС. Делается прогноз развития ситуации на ближайшую и среднесрочную перспективы.
Подобный подход является уникальным для русскоязычной аналитики, хотя практика выполнения подобных работ существует за рубежом. Например, Американская торгово-промышленная палата в Брюсселе регулярно готовит сходные по формату и содержанию исследования для представителей американского государства, а также бизнеса, желающих работать на территории Европейского союза и, следовательно, испытывающих потребность в информации о ситуации на рынке и некоммерческих факторах, влияющих на ведение там хозяйственной деятельности иностранными субъектами.
Одним из серьезных преимуществ программы является ее преподавательская и методологическая база – факультет мировой экономики и мировой политики, который был создан именно для подготовки специалистов, одинаково хорошо владеющих экономической и политической проблематикой международной жизни. Еще более важным фактором, призванным обеспечить успех программы является синергия преподавания теоретических дисциплин на основе мирового опыта с привлечением к преподаванию ярких практиков из российских компаний, первыми прошедшими непростой путь по выводу своих фирм на зарубежные рынки и готовых поделиться своим опытом.
Информационная база исследования представляет собой комплекс источников и литературы по изучаемому вопросу, существующий в России и, в большей степени, за рубежом. Также в исследовании будут задействованы материалы эмпирического характера (интервью, данные опросов и т.д.).
Результаты исследования
По результатам выполнения этапов проекта (1 июля и 1 декабря 2009 г.) исполнителями представляются следующие материалы:
1. Первый этап (январь – июнь 2009 г.)
- Аналитический доклад «Проблемы анализа и прогноза воздействия эволюции внутренней ситуации в Европейском союзе на отношения ЕС – Российская Федерация» (1.5 п.л.);
- Серия аналитических записок.
2. Второй этап (июль – ноябрь 2009 г.)
- Аналитический доклад «Основные проблемы внутреннего развития ЕС в 2008 – 2009 гг.» (4 п.л.);
- Научный доклад «Эволюция ЕС в контексте утверждения Лиссабонского договора и отношения ЕС – Россия» (5 – 7 п.л.).