ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ



Мир вокруг России: 2017


Проблема управляемости и роль государства


Российско-американские отношения


Европейский союз и российско-европейские отношения


Мировая энергетика


Китай и страны Азии


Ближний Восток и исламский мир



ССЫЛКИ






Главная / События



16.04.2009 15.57

Где и как Россия может выиграть от мирового экономического кризиса

   

1.1.     Набирающий    обороты    мировой   финансово-эконо­мический кризис существенно отличается от предыдущих кри­зисов как по содержанию, так и по динамике. Уже в сентябре-октябре 2008 г. стало ясно, что ипотечный кризис, начавшийся в США еще в 2007 г, к осени 2008 г. распространился не только на кредитно-финансовую и инвестиционную сферы, но и захватил ре­альную экономику в мирохозяйственном масштабе. По сути, речь идет о кризисе всего экономического порядка, системы регулирования финансово-экономических отношении в мире. При этом сценарий вы­хода из него, а также природа будущего мирового экономического порядка остаются в значительной степени неопределенными.

1.2.  Воздействие кризиса на Россию оказалось весьма болез­ненным. Упали мировые цены на главную статью российского экс­порта — энергоносители. Начался значительный отток капитала из страны. Новое звучание приобрел факт существенной корпоратив­ной задолженности российских компаний перед западными кре­диторами. Сокращаются золотовалютные резервы страны. Однако мировой экономический кризис не только создает серьезные слож­ности, но и формирует новые условия, открывает дополнительные возможности для реализации стратегии достижения уровня эконо­мического и социального развития, соответствующего статусу Рос­сии как одной из ведущих мировых держав XXI в.

1.3.  Кризис выявил недостаточную подготовленность ин­ституциональной структуры России к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансо­вом рынке. Ответить на данные вызовы и использовать появляю­щиеся в связи с мировым кризисом возможности в полной мере Россия сможет в случае принятия комплекса мер по ускоренной адаптации  своей  институциональной  системы  к требованиям внешней среды, в частности по приданию более сбалансирован­ного характера системе внешнеэкономических связей, включая смещение акцентов внешнеэкономической деятельности с внеш­ней торговли на производственно-технологические связи, разви­тие специализации и кооперации.

1.4.  Нынешний кризис — его содержание и динамика — про­демонстрировал рост влияния глобальных процессов на националь­ные экономики, в том числе экономику России. Очевидно, что растет восприимчивость и уязвимость национальных экономик к болез­ням и кризисным явлениям, имеющим внешнее происхождение. Кроме того, объективное сокращение возможностей контроля со стороны государств над экономическими процессами внутри и вовне, что предъявляет новые требования к формам и качеству государственного участия в экономической деятельности. Воз­действие глобальных процессов проявляется прежде всего в таких секторах, как финансы, энергетика, промышленное и особенно высокотехнологическое производство, а также рынок рабочей силы. Именно эти отрасли российской экономики оказались в условиях кризиса наиболее уязвимыми и именно они пострадали в наибольшей степени.

1.5. Для России данный кризис имеет внешнее происхожде­ние, но его воздействие на российскую экономику (имеющую го­раздо большие дисбалансы в сравнении с экономиками развитых стран) в ряде аспектов сильнее, чем на экономики других стран мира. Выход из кризиса тоже будет зависеть во многом от обще­мировых тенденций. Однако эта зависимость ни в коем случае не должна вести к пассивности российского государства и расчету «пересидеть» кризис в ожидании нового этапа улучшения миро­вой экономической и энергетической инфраструктуры.

1.6.  Напротив, будучи, вероятно, переломным моментом в развитии мировой экономики, кризис предоставляет России воз­можность   качественно   повысить   конкурентоспособность   на­циональной экономики, приспособиться к требованиям быстро изменяющейся внешней среды, оптимизировать ее внутренний социально-экономический и политический каркас. Более того, вы­страивание эффективной системы национального социально-эконо­мического регулирования может стать главным выигрышем Рос­сии в условиях международного финансово-экономического кризиса. Повышение  эффективности  государственного  экономического, социально-экономического и политического управления является абсолютно необходимой предпосылкой для возрастания роли и на­ращивания конкурентоспособности России в мировой экономике.

1.7.  Мировой экономический кризис создает для реализа­ции поставленных задач новые внешние условия (в ряде аспектов — более жесткие, б ряде — более благоприятные), тем самым весьма значительно повышая актуальность как этих самых задач, так и выработки наиболее оптимальной стратегии их реализации. Если до кризиса эта реализация представлялась желательной, се­годня она приобрела характер острой необходимости. Поскольку же кризис очевидным образом указывает на потребность в вос­становлении синхронности национальных и международных экономических циклов, а также невозможность сохранения ди­намичных темпов роста национальной экономики в обстановке рецессии на глобальном уровне, то осуществление магистральных задач социально-экономического развития России в условиях не­кой автаркии представляется нереальным.

1.8. Кризис показывает, что путь некоторого «отгораживания» от мировой экономики, попыток выстраивания разного рода ба­рьеров и защитных механизмов, а равно и преодоления рецессии за счет вливания в экономику исключительно внутреннего капи­тала является тупиковым. При возрастании зависимости нацио­нальных экономик от мировой он приведет не к экономическому оздоровлению, а скорее к экономическому коллапсу. К тому же идущее по этому пути государство утеряет возможности влиять на формирование нового — послекризисного — экономического по­рядка и обречет себя на периферийное положение в мировой эко­номической иерархии. В нынешней ситуации единственный путь для ускоренного развития национальных экономик всех, особен­но малых и средних, государств, — это расширение взаимодей­ствия с мировыми рынками при активной политике по защите и продвижению интересов национальных производителей.

1.9.  В связи с этим антикризисная стратегия Российской Фе­дерации должна выстраиваться в рамках общей направленности на активизацию и оптимизацию взаимодействия с внешней сре­дой, в том числе посредством инструментов и механизмов внеш­неэкономической политики. Качественное изменение внешней сре­ды ставит перед ВЭП России новые задачи при неизменности как базовых целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, так и самой философии ее внешнеэкономи­ческой политики. Последняя состоит в том, что внешнеэкономи­ческая политика России должна носить многодисциплинарный и «бесшовный» характер, учитывать политическую составляющую мировых экономических отношений и усиливать субъектность Российской Федерации в мировой экономике и политике. В усло­виях кризиса, объективно усиливающего конфликтность и разно­родность внешней среды, фактор субъектности России приобретает жизненно важное значение.

1.10. Наконец, успешная реализация задач внешнеэконо­мической политики России не представляется возможной в от­рыве от преодоления ряда проблем и диспропорций внутреннего социально-экономического развития, также актуализированных нынешним кризисом. В условиях нарастающей взаимозависимо­сти между национальной и мировой экономикой, определенного «стирания грани* между внутренней и внешней политикой на­циональных государств решение таких, казалось бы, внутренних задач, как улучшение инвестиционного климата, создание более благоприятных условий для бизнеса, в том числе путем совершен­ствования работы государственных регулирующих институтов, снижения коррупции и административного прессинга, становит­ся неотъемлемой частью внешнеэкономического блока любого государства. Формирование конкурентоспособной экономики, преодоление внутренних дисбалансов и слабостей является на сегодняшний день необходимым условием проведения успешной внешнеэкономической политики.





Постоянный адрес статьи: http://cceis.ru/rus/news/97.html

ПУБЛИКАЦИИ



27.05.2009
Купить диплом о среднем образовании в Москве - быстро и надежно

Новая ипостась ДЭХ

Новая статья Андрея Белого для Oil & Gas Journal Russia


10.05.2009

Похвала президенту Обаме

Президент Барак Обама делает полезные дела.


04.05.2009

Дилемма

Беларусь переживает европейский ренессанс. Визит главы белорусского государства в Италию и Ватикан, встреча А. Лукашенко с Папой Римским воспринимаются в белорусском политическом классе восторженно.


Архив публикаций >>>




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ



14.04.2009

Новый проект Центра, реализуемый в сотрудничестве с ЦФИ

Проблемы анализа и прогноза воздействия эволюции внутренней ситуации в Европейском союзе на отношения ЕС – Российская федерация


20.03.2008

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА В ЕВРОСОЮЗЕ

ХРОНИКИ КОМПРОМИССОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ


23.07.2007

Развитие науки и высоких технологий в ЕС: ситуация, проблемы и перспективы

Рабочий документ Центра комплексных европейских и международных исследований


Архив публикаций >>>






© 2007 Центр европейских
и международных исследований